Поиск

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Дюймовочка» с.Эльхотово

Доступная среда в ДОУ


УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ! 

 

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 

В. В. Путин: Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся: 

  •   - Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) 
  •   - Инвалиды с нарушением зрения и слуха 
  •   - Лица преклонного возраста (60 лет и старше) 
  •   - Временно нетрудоспособные
  •   - Беременные женщины
  •   - Люди с детскими колясками 
  •   - Дети дошкольного возраста. 

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. 

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. 

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. 

В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" 

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА 

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. 

Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды. 

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

  • - Инвалиды с нарушением слуха
  •  - Инвалиды с нарушением зрения 
  • - Инвалиды с нарушением интеллекта
  • -  Инвалиды на кресле-коляске
  •  - Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

 Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

 Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

 Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  •  • закономерности психического развития, 
  •  • показатели здоровья дошкольников, 
  •  • психолого-физиологические особенности, 
  •  • уровень общего развития, 
  •  • коммуникативные особенности и речевое развитие, 
  •  • эмоциональное благополучие.

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС. 

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы: 

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. 
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. 
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4.  Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. 
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве. 
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. 
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка. 

В нашем МКДОУ присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. 

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.

 Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. 

Помещения ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.

 Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ! 

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  •   - дошкольное воспитание; 
  •   - внешкольное воспитание и образование; 
  •   - среднее общее образование; 
  •   - среднее профессиональное образование;  
  •  - высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения. 

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения. 

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. 

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. 

Доступность среды

Информация для ознакомления

Редактировать альбом Изменить порядок отображения изображений в альбоме

Доступная среда

Памятки и плакаты

  • 2020-01-11-00-36-13.png
  • 2020-01-11-00-36-38.jpg
  • 2020-01-11-00-36-40.jpg
  • 2020-01-11-00-37-32.jpg
  • 2020-01-11-00-37-42.jpg
  • 2020-01-11-00-37-56.png
  • 2020-01-11-00-38-45.jpg
  • 2020-01-11-00-38-59.jpg
  • 2020-01-11-00-39-35.jpg
  • 2020-01-11-00-40-19.jpg
  • 2020-01-11-00-40-19-1.jpg
  • 2020-01-11-00-40-35.png
  • 2020-01-11-00-40-53.jpg
  • 2020-01-11-00-41-06.jpg
  • 2020-01-11-00-41-22.jpg

Документы

 НазваниеРазмер 
Доступная среда5,67 MBСкачать
Copyright © МКДОУ Детский сад №2 «Дюймовочка» с. Эльхотово, 2021 Разработка сайта «Expasys»